Небольшое руководство по выбору кафедры. Если Вы ещё не студент физ-фака,
посмотрите, например, этот
курс
.
Чтобы понимать, что Вас ждёт.
Статья написана в 2011-м году и была обновлена несколько раз.
Последний апдейт сделан
в 2021 году.
Введение | |
Общая информация | |
Перспективы: в РФ, за границей и т.д. | |
Советы | |
Суровая реальность |
На физ-факе СПбГУ кафедры выбирают в конце второго курса. Затем кафедру ещё можно будет
сменить после окончания бакалавриата, но если Ваша цель это престижная кафедра, в любом случае
нужно будет иметь очень хорошую успеваемость.
Как и другие мои руководства, рассчитано оно на сомневающихся студентов,
которые не имеют связей или надежных_источников на кафедрах.
В меньшей степени рассчитано на теоретиков, в большей - на экспериментаторов.
Первое, что советую сделать - посетить максимальное
количество дней открытых дверей.
Понятно, что из них мало что можно выяснить,
но отсеять пару кафедр по принципу - не
понравились преподаватели, не заинтересовала тематика или что-то ещё, на дне окрытых дверей вполне возможно.
Говорят, что у нас с наукой теперь не очень. Ждём, когда же заработает на всю мощность
Сколково
.
Кое-где остались группы, которые держатся на плаву, но в основном всё завязано на
заграницу.
Вариантов, после магистратуры, скорее всего будет четыре:
UPD: Пётр говорит, что 13000 рублей ещё нужно найти. Цитирую:
13000 только в нескольких НИИ в СПб. Средняя зарплата 10000 за полную ставку.
Я искал работу по
специальности и обзванивал НИИ и КБ,
в оптическом институте мне пообещали 9 000 в месяц
Первый вариант в чистом виде малопривлекателен, т.к. после аспирантуры
начинающему кандидату наук уже около 27 лет.
В армию, конечно, не возьмут - это плюс. Но в это время уже и о семье пора думать.
Основная надежда - гранты. Если кафедра умеет пробивать гранты и ваш
будущий научный руководитель в
них вас включит - можно будет жить.
Перспектива - укорениться на кафедре, стать доцентом,
набрать студентов и получать неплохие деньги посиживая в кабинете.
Минусы - сложно сразу выбрать научника и оценить перспективы
продвижения на кафедре.
Цель - собрать как можно больше информации у нынешних студентов, о том, делают
ли что-то у них на кафедре
получают ли гранты, и делятся ли этими грантами со студентами. Конечно, в
бакалавриате, грантами могут не
делиться, т.к. ещё рано (это отчасти разумно). Но тогда нужно выяснить участвуют
ли студенты в каких-либо
конференциях.
Желательно,чтобы они не ограничивались нашей конференцией
«Физика и прогресс». Посмотрите сколько студентов участвуют именно в узкоспециализированных,
т.к. если не участвуют, значит скорее
всего нечего показывать, а
раз нечего показывать, значит ничего и не делается.
UPD3: С момента написания статьи произошли кое-какие изменения, у нас в ПУНКе понаоткрывали различных ресурсных цетров. Там можно пристроиться, судя по слухам, тысяч на тридцать. Средний уровень научной работы оценить не возьмусь, но уверен, что кое-где она идёт. Как обстоит дело с попаданием туда, сложно сказать, с годами я стал сторонником теории «статистического» подхода - ломиться везде где можно, где-нибудь да и протолкнёшься (да, это очень научно=).
Основное различие между Россией и Европой -
совершенно неясная структура и туманные перспективы у нас, и некое подобие порядка у них.
Под неясной структурой, я понимаю наличие
большого числа скрытых возможностей, и разного уровня зарплат при похожем статусе.
Одна и та же работа, требующая одинаковой квалификации может приносить в разы
отличающийся доход.
Под порядком я понимаю тот факт, что на стипендию аспиранта во многих странах Европы можно
вполне прилично жить.
То есть если человек получает PhD в Германии, Финляндии или, например,
Нидерландах то понятно, что его чистая заработная плата колеблется от 1600 до 2200 евро.
Второй вариант требует научного руководителя, который мало того, что имеет связи
с иностранными лабораториями, так ещё и
использует их для привлечения студентов к научной работе.
Имейте в виду, что даже если на
кафедре висят фото с преподавателями в CERN,
преподавателями в асашай или на краю Земли, Вас это касается мало, ибо от того
куда ездят лично препода студентам ни холодно
ни жарко.
Основная надежда - найти преподавателя, который дает шанс закрепиться в
иностранной лаборатории.
Перспектива - уехать за границу.
При повышенном патриотизме всегда есть возможность получить там бесценный опыт
и вернуться (у нас пока ещё
есть где работать, особенно специалистам с опытом работы за границей).
Или просто наезжать время от времени и читать спецкурсы.
Цель - опять же собрать как можно больше информации о том студенты каких преподавателей уезжали
работать или хотя бы делать диплом за границу. Попытаться попасть к этим преподавателям на диплом.
Свалить из науки - вроде бы неплохой выход для ситуации когда всё с ней уже стало ясно, но надо понимать, что потраченные
шесть - семь лет на учёбу это время, когда другие учились чему-то более приближенному к жизни, работали по специальности и
т.п. т.е. нужно быть готовым к тому, что в конкурентной борьбе за вакансии, например в IT сфере, вы можете оказаться далеко
позади.
Если Вы попали в такую ситуацию могу сразу подсказать, что одной из самых простых в освоении,
является профессия
тестировщика ПО
.
Для работы нужно хорошее знание
английского языка
и базовые знания в области
IT
.
Подробности
→ ЗДЕСЬ ←
«Радует», что многих IT-шников готовят так же плохо как и физиков, т.е. при должном усердии
с ними можно успешно конкурировать даже заграницей.
UPD4:
Пара слов о переподготовке в 2021. (
пропустить эту чась
)
за годы, прошедшие с написания этой статьи переподготовка нестоявшихся физиков и даже лириков превратилась
в целую индустрию.
Крупнейшие компании проинвестировали огромные деньги в эту отрасль. Я могу перечилисть сразу несколько
русскоязычных платформ:
Основной недостаток таких курсов, разве что за исключением
OTUS
- низкая модульность. Они прелагают за довольно
большие деньги записаться на продолжительный курс. Почти как в университете, только
удалённо.
Преимущество - наличие преподавателей, который могу ответить на конкретно Ваши вопросы.
Англоязычных платформ тоже очень много. Основное преимущество перед
российскими - есть разные модели.
Где-то можно купить один курс за
небольшие деньги как
в
Coursera
или
Eduonix
, где-то ,например, в
Pluralsight
пользователь покупает подписку на месяц или год и пользуется
всеми курсами платформы.
Мне удалось получить много важных навыков благодаря
англоязычным платформам. Потратить 100 килорублей на условный
GeekBrains
я до сих пор не готов
конец UPD4:
Главное - ни в коем случае нельзя верить сотрудникам кафедр на слово. Чем раньше вы поймёте, что формально им от вас нужно
только записать фамилию в список - чтобы кафедра получала финансирование за студентов - тем лучше. На поток у нас сейчас
поставлено только производство НЕспециалистов, невежд и вообще безграмотных людей
(см
Невежество и мракобесие
).
Всё что делается хорошего - это скорее
частные случаи, в каждом случае свои. Задача студента младших курсов - понять где эти положительные частные случаи реально
имеют место (на словах-то все кафедры занимаются исключельно true-science).
Если вы ещё абитуриент - советую десять раз подумать прежде чем идти в «науку».
Учиться на физфаке хорошо - если ваша цель
эмиграция. Если вы хотите работать в России имейте в виду, что конкурса на факультет нет не потому,
что все такие «тупые»,
учиться «сложно»
(всё это действительно так, но дело не в этом), а потому, что перспективы после получения диплома, очень
туманные.
При выборе специальности, особенно если вы учились в физ-мат школах, абитуриенты зачастую подвергаются обработке
со стороны шовинистически настроенных преподавателей. Эти дамы и господа смеются или злорадствуют
над юристами и экономистами, которых, по их мнению, слишком много, которые
ичего не делают, и т.д. (на эту тему советую смотреть кинофильм «Автострада 60»).
Это всё, конечно, так и есть,
только они обычно забывают сказать, что хороший юрист получает денег гораздо больше, чем хороший физик.
С экономистами та же история. А вот теория о том, что юристов очень
много, им сложно найти работу и т.п. хоть и опирается на верный базис, часто
заканчивается фразой в духе «хорошо зарабатывают, только хорошие юристы, а плохие не могу найти работу«
- хорошие физики зарабатывает меньше, а плохие либо уходят из науки
(т.е. тупо теряют 6 лет почти впустую) либо получают 13 000 рублей.
Ни в коем случае не утверждаю, что у нас в науке нельзая заработать.
Более того, в российской науке можно рубить бешеные деньги, главное - чтобы они проходили через Ваши руки.
Думаю, что потолок у нас гораздо выше чем в Европе. Ищите и обрящите, стучите…
Мораль - не слушайте шовинистов, пытайтесь найти то, что вам нравится независимо от мнения
окружающих, то же самое верно и
наоборот - если вас окружают экономисты, которые думают только как срубить бабла, а вам это не интересно, смело идите
учиться,
например, на программиста - там можно прилично зарабатывать и в России.
Есть довольно беспроигрышный вариант - попробовать свои силы в вычислительной физике.
Изучите для начала немного языки программирования
C
и
C++
если будет получаться - перед Вами отличный вариант совместить физики и программирование. Даже если
с физикой не сложится - всегда можно будет найти работу программистом.
UPD2: Абитуриент, помни, по анонимным данным стипуха студента третьего курса университета МВД в городе Воронеж
13 000 рублей (а это
даже не город-миллионер!?)а на более старших курсах она ещё больше. Стипуха студента физ-фака СПбГУ 1200 рублей.
А разгадка одна - государство тратит деньги на то, что нужно государству. Делаем выводы самостоятельно.
Также нужно иметь в виду, что первокурсник физ-фака должен каждую неделю совершать три поездки из Петегофа на Васильевский остров и обратно. Think about it, real talk.
Небольшой бонус:
Первые четыре считаются теоретическими.
Похожие статьи:
Болонский процесс | |
Жизнь студентов 1 - 7 курсы | |
Впечатления немцев | |
ПУНК + РЖД | |
Справка | |
О физ-факе | |
Как выбрать кафедру версия Максима Николаевича |
Если остались вопросы - смело задавайте их в комментариях либо воспользуйтесь поиском по сайту
Рекомендую наш хостинг beget.ru |
Пишите на info@urn.su если Вы: |
1. Хотите написать статью для нашего сайта или перевести статью на свой родной язык. |
2. Хотите разместить на сайте рекламу, подходящуюю по тематике. |
3. Реклама на моём сайте имеет максимальный уровень цензуры. Если Вы увидели рекламный блок недопустимый для просмотра детьми школьного возраста, вызывающий шок или вводящий в заблуждение - пожалуйста свяжитесь с нами по электронной почте |
4. Нашли на сайте ошибку, неточности, баг и т.д. ... ....... |
5. Статьи можно расшарить в соцсетях, нажав на иконку сети:
|