Болонский процесс
Введение | |
Куда уходит время | |
Таблица | |
Почему так происходит | |
Потеря трудочасов в масштабах страны | |
Forbes и пенсии | |
Что делать | |
Похожие статьи |
Введение
Статья актуальна на ноябрь 2011 года. Применима к научным работникам и инженерам. Скорее всего неприменима к врачам.
Встретил сегодня в школе Евгения, он преподает математику в 5-6-х классах, а я физику
в 10-11-х.
Мы с Евгением учились в параллельных классах. Предположим, что с ним ещё учились Михаил и Алексей.
После школы все трое одновременно поступили в СПбГУ.
Удивитесь ли вы, если я скажу, что
никто не пропустил ни одного года, но сейчас:
- Алексей учится на втором курсе аспирантуры
- Евгений на первом
- Михаил только заканчивает магистратуру
На всякий случай повторю никто не был отчислен, не был в армии, не брал академический отпуск. Все трое непрерывно учились.
Если вы удивилсь, то зря - такая ситуация могла бы сложится, и я уверен, не раз складывалась, благодаря болонской системе.
Вроде бы вуз один и тот же а учиться пришлось по совершенно непохожим программам.
Откуда берется такая разница?
Постараюсь изложить свою версию кратко, но букв будет много.
Куда уходит время
Чтобы ответить на этот вопрос нужно заглянуть в прошлое. Как и кого учили при царе я себе плохо представляю.
Зато многие мои родственники хорошо помнят, как учили в СССР.
Пять лет учёбы → Диплом специалиста → Работа в НИИ/аспирантура.
Что мы получили в 2000-х годах с переходом на болонскую систему:
4 года бакалавриата + два или два с половиной года магистратуры.
Итого шесть или семь лет.
Я пишу семь, потому что если стоит цель поступить в аспирантуру,
то разницы шесть с половиной ты лет учишься или семь нет никакой - всё равно нужно ждать конец года.
Приведу для наглядности сводную таблицу для возможных вариантов обучения.
Специалист | Бакалавр_1 | Бакалавр_2 |
---|---|---|
1 курс | 1 курс | 1 курс |
2 курс | 2 курс | 2 курс |
3 курс | 3 курс | 3 курс |
4 курс | 4 курс | 4 курс |
5 курс | 1 курс магистратуры | 1 курс магистратуры |
1 курс аспирантуры | 2 курс магистратуры | 2 курс магистратуры |
2 курс аспирантуры | 1 курс аспирантуры | 3 курс магистратуры |
3 курс аспирантуры | 2 курс аспирантуры | 1 курс аспирантуры |
Начало активной трудовой деятельности | 3 курс аспирантуры | 2 курс аспирантуры |
2-й год активной трудовой деятельности | Начало трудовой деятельности | 3 курс аспирантуры |
3-й год активной трудовой деятельности | Второй год трудовой деятельности | Так устал учиться, что уже не до работы |
Итог: кандидат наук за 8 лет | потерял год | потерял два года |
Замечу, что некоторые факультеты поступили умнее, например на химфаке можно было выбирать на специалиста ты будешь учиться или на магистра.
На мат-мехе тоже ещё оставались специалисты когда я поступал в вуз.
Отличился физ-фак, где никакой альтернативы предоставлено не было.
Хочется от лица всех студентов потерявших два года неизвестно на что поблагодарить тех функционеров, кто принял решение о повальном магистратизме.
Почему так происходит
Разобраться в общих закономерностях влияющих на продолжительность получения высшего образования в РФ довольно сложно.
С одной стороны по телевизору говорят, что у нас в стране численность населения падает а квалифицированных кадров не хватает.
Аварии там всякие случаются из-за
некомпетентности персонала и тому подобное.
Казалось бы друг с другом эти факты никак не связаны. Однако если углубиться в предмет,
картина вырисовывается удручающая.
С другой стороны на фоне этого демографического кризиса мы в итоге имеем затягивание вступления студентов в
полноценную трудовую жизнь на год или на два.
Преимуществ с точки зрения получаемого образования нет никаких. Если ты хочешь двигать
науку - придётся идти в аспирантуру. Единственный бонус - упрощение эмиграции.
В аспирантуре неважно учился ты до этого пять лет или семь.
Потеря трудочасов в масштабах страны
А теперь на секунду представим, что каждый выпускник вуза в России будет терять по одному году труда. Отсюда я взял данные о числе студентов в РФ - их 1.3 млн.
Т.е. наша страна будет ежегодно терять 1.3 млн. «трудолет» и, что самое интересное, значительную часть от этого числа мы уже теряем.
После всего этого разговоры правительства про нехватку кадров можно считать издевательством.
Forbes и пенсии
Занимательно пишет Forbes на тему пенсий:
"Более того, не существует объективных аргументов против повышения
пенсионного возраста у женщин, которые живут намного дольше мужчин.
И
наконец, повышение возраста начала трудовой деятельности, которое мы
наблюдаем с каждой сменой поколений, означает сокращение времени,
которое работники проводят на рынке труда."
Про пенсии там ещё много. Особенно хорошо сказали про рост недоверия граждан к действиям государства с пенсиями.
Думаю, недоверие к махинациям государства у нас и так на максимально возможном уровне. Никакой стабильности, всё поворачивают и будут поворачивать так,
чтобы группа лиц нагрела руки за чужой счёт.
Даже в статье Форбса сквозная идея заключается в том, что бедное государство не знает как ещё сэкономить на
пенсионерах. Но написать хочу не об этом.
Обращаю внимание на то куда направлена мысль у авторов: повысить пенсионный возраст женщин, потому что они живут дольше, т.к. повышается возраст начала
трудовой деятельности.
UPD: Примерно через девять лет после выхода этой статьи пенсионный возраст значительно повысили. А вот от болонской системы до 2022-го года так и не отказались.
Что делать
Из начала статьи очевидно, что понизить возраст начала трудовой деятельности минимум на год проще простого. Сразу предлагаю решение:
сделать в вузах магистратуры по 1,5 года а бакалавриат по 3,5. Т.е. готовить тех же специалистов что и раньше, давать им лишний диплом за курсовую
на четвертом курсе. Дополнительных затрат никаких.
Один минус вижу сразу - пока (мне по крайней мере) неочевидно где смогут на этом наворовать чиновники (не по мелочи, а крупно, как они любят).
Поэтому, боюсь, будет ещё много совещаний наверху о том как жить по-человечески, чтобы и воровать всё что можно и деньги в бюджете были.
Добавлю, ещё, хотя меня какие-нибудь деятели обвинят в пиаре и т.п. что при так ненавистном многими ректоре СПбГУ Кропачеве седьмой год
обучения на физ-факе всё-таки упразднили с выпуска 2012.
UPD 2: в 2022-м году заговорили о выходе из болонской системы. Плохо понимаю зачем это делать, когда можно просто сократить время обучения. Видимо смена названий кому-то доставляет удовольствие.
ФФ: | |
Как выбрать кафедру физфака | |
Болонский процесс | |
Жизнь студентов 1 - 7 курсы | |
Впечатления немцев от ПУНКа | |
ПУНК + РЖД | |
Справка | |
О физ-факе | |
Как выбрать кафедру версия Максима Николаевича |