🏠 | Блог |

Нужно ли учиться на предпринимателя.

В конце июля, как раз после поездки в Орехово , решили с Дэном Решановым обсудить тему образования для предпринимателей. Он собирался выступать на саммите АРЕС-2012 и как разминку перед саммитом мы решили сделать интервью.

23.07.2012

А: Что ты считаешь по поводу того нужно ли образование предпринимателям, или нет.

Д: Я считаю, что нужно, но является ли изначальным необходимость образования - вот это остаётся под вопросом.

Лично я думаю, что образование нужно уже в процессе деятельности, оно расширяет твой кругозор, оно даёт тебе какие-то прикладные знания, которые тебе необходимы в процессе предпринимательской деятельности. А именно предпринимательское образование - это не то, с чего надо начинать.

А: Т.е. ты считаешь, что сперва нужно определиться с темой, в которой ты хочешь работать - допустим методом проб и ошибок, и потом уже в этой теме получить образование?

ИЗУЧАЙ БИЗНЕС

Д: Моя точка зрения такова: если ты хочешь заниматься бизнесом в науке - изучай бизнес, а не науку, если хочешь заниматсья бизнесом в строительстве - изучай бизнес, а не строительство, грубо говоря - прямо в процессе работы. Здесь одни и те же законы в любой сфере.

Как начинается бизнес - изначально есть какая-то тема, ты начинаешь в ней вращаться, что-то делать, у тебя начинает что-то получаться, ты начинаешь получать какую-то прибыль, но чтобы выйти на следующий уровень тебе нужно обладать определенными знаниями: понимать систему налогообложения и прочее, как идут эти завязки. Открывается очень много новых возможностей, кругозор расширяется.

А не так, что ты сначала выучился в бизнес-школе, в одной, во второй, понял что-то и пошёл в бизнес - это не означается что у тебя хоть что-то получится.

Бизнес - это не только набор знаний и какой-то информации, которой ты обладаешь, но и личные качества: харизма, пассионарность, умение договориться с людьми, общаться - очень много качеств.

Сначала это проявляется как талант - то, что уже есть в человеке, реализуешь его, а дальше уже накладываешь на эту основу знания. Но я не придерживаюсь точки зрения, что надо бросать вуз, базовое образование должно быть.

А: На каком уровне стоит остановиться при получении базового образования? Получается, что базовое образование нет смысла привязывать к виду бизнеса, т.к. всё равно изучать нужно будет в первую очередь бизнес - можно выбрать то, которое тебе ближе чтобы развиваться как личность .

Д: Да, системное мышление плюс общая эрудиция. Когда пойдет тема - наращиваем образование и развиваем свои личные навыки.

Это мастер-классы, тренинги в то числе личностные тренинги, это общение с коллегами предпринимателями твоего уровня, уровня выше, с топами, это бизнес школы.

Когда ты занимаешься бизнесом и учишься в бизнес школе параллельно, то ты эти полученные знания сразу же у себя пробуешь. Какие-то из них закрепляются очень хорошо.

И последним я выделю менторство, должен быть наставник.

У любого начинающего предпринимателя, да и не только начинающего должен быть наставник уровнем выше, который лучше разбирается в бизнесе и сможет дать рекомендацию или совет, в целом, это формирует взгляд на образование предпринимателя.

А: Твоя идея образования отличается от общепринятой в сторону личных связей. База, например, в виде бакалавриата, стандартная, специальность выбрать можно любую, а потом развиваться через бизнес и через личные связи которые ты при этом получаешь.

Т.е. уже не стоит придерживаться системы а нужно проявлять инициативу в области создания своего образования?

Д: Ты сам себя обучаешь, это очень важный момент - ты выбираешь, например, ты понял, что не хватает знаний по бизенсу, выяснилось что есть много областей, в которых ты «плаваешь», допустим у тебя есть ларёк «шаверма» а ты ничего не понимаешь, тогда тебе нужно пойти в бизнес школу, где тебе чётко расскажут про все моменты: про маркетинг, про менеджмент, про макро- и микро- экономику, бухучёт, всё это разложат по полочкам.

Тогда у тебя сложится первый фундамент экономического образования. Дальше, когда фундамент уже есть ты выбираешь, что тебе конкретно больше нужно: тренировать личность, умение вести переговоры, участвовать в управленческих поединках либо, посетить мастер-классы на тему маркетинга - здесь ты уже сам всё выбираешь для своих поребоностей.

А: Маркетинг это раскрученная тема, вплоть до того, что можно убедить себя в том, что можешь сделать любую ерунду и с помощью хорошей рекламы или просто «правильного» набора слов её продать. Кто-то ведь наверняка продает.

Поговорим о более осязаемых вещах: бухучёт, который ты упомянул - насколько глубоко нужно предпринимателю в это погружаться?

Всегда присутствует риск погрузиться слишком глубоко, зависнуть там и упустить в другом месте. Сколько нужно тратить времени на эти детали - сколько ты сам тратил?

Д: Я получил второе образование по бухучёту. Я считаю, что в бухгалтерии предприниматель должен разбираться обязательно. Он должен, не то чтобы уметь составлять отчёты бухгалтерские, но понимать общую специфику, т.е. как фирма выглядит на языке бухгалтера: актив, пассив, краткосрочные обязательства, собственный капитал, распределение активов. Со своим бухгалтером нужно уметь общаться на равных. Ты не должен быть бухгалтером, но должен понимать что он делает. Чтобы у него не было возможности куда-то ... понимаешь, очень проблемное место - когда в твоей фирме есть какое-то серое пятно, которое ты сам не понимаешь. Именно на раннем этапе развития это большая проблема, т.к. она вызывает беспокойство за то, что в этом сером месте может происходить всё что угодно. Нужно немного разбираться в юриспруденции, договора уметь составлять, знать какие там могут быть тонкие моменты, нужно это понимать а не подписывать то, что тебе присылает юрист, а читать их внимательно, тратить на это время.

И так по всем областям, нужно знать азы, в том числе и азы маркетинга - он же огромный, куча специалистов разных, но основы ты должен знать.Даже основы web-программирования: html, например, ты должен в этом хоть как-то разбиратсья, чтобы если что-то случиться ты мог сам отреагировать, т.к. не всегда будет возможность найти других людей, которые это за тебя сделают. И так по всем вопросам, ты научился и работаешь до тех пор пока не выходишь на определенный уровень и не привлекаешь топовых специалистов.

А: Когда ты приобрел базовые знания - при получении второго образования? Я имею в виду всё, что касается бухучёта и юриспруденции.

Д: Я год учился на экономическом факультете в бизнес школе. Там было много предметов, которые создали общую картину.

А: Т.к. ты тогда уже занимался бизнесом, ты уже имел возможность выбирать для себя наиболее подходящее, то что можент пригодиться.

Д: Да, конечно, хотя пригодилось всё. Я занимался своим делом и параллельно учился, поэтому мог сразу же продумать, насколько то чему меня учат логично, и вяжется ли это с моим делом. Большинство вещей были действительно логичными.

А: Т.е. эффект бизнес школ на предпринимателй ты оцениваешь как очень положительный?

Д: Конечно.

А: А например для менеджеров это будет полезным, нужно им это или нет?

Д: Безумно нужно, даже нужнее чем предпринимателем, котоыре больше продвигаются за счёт харизмы, у них есть какая-то внутренняя энергия и за счёт неё многие выдвигаются. В этом и состоит проблематика вопроса "нужно или нет?", с одной стороны если разобраться - конечно нужно, хуже то не будет. Но с другой стороны многие бросают школу, бросают вуз идут работать, становятся успешными каждый до определнного уровня. Например Билл Гейтс, который бросил и потом только доучился, таких примеров много. На их основе люди говорят, что образование не нужно. Но в целом они же учатся, просто самостоятельно, начинают разбиратсья, и тема их тащит. Но дальше, чтобы управлять своей фирмой, нанимая каких-то людей - ты должен уметь с ними общаться. А это и есть образование, понимание специфики, тенденций. Потому что предприниматель задаёт вектор роста. Он должен в этом разбираться, т.к. без этого никуда не продвинуться. По инерции ты проедешь только какое-то определенное расстояние - тебя тема будет тащить, если она очень классная, но в перспективе тебе всё равно образование необходимо. Разговор идёт о том - в какой момент ты его получишь. Я считаю, что его нужно получать уже в процессе работы.

А: Напрашивается вариант с вечерним образованием. В твоей модели оно выглядит как более подходящее для развития.

Д: Можно и так, хотя я учился на втором дневном. Где-то пропускал, но в целом, жёсткой привязки по времени когда ты занимаешься предпринимательством нет. Если у тебя есть встречи запланированные, ты можешь их как-то разнести. Если рассматривать второе образование, то занятия идут не каждый день, в эти дни можно себя освободить. Не принципиально какой конкретно тип образования дневной или вечерний, важно понимать сколько у тебя свободного времени, которое надо на это потратить, т.к. это движение вперёд.

Здесь есть ещё один важный момент - определить что такое предпринимательство. Как об этом обычно говорят: это и лидерство и знание, и умение использовать эти знания вовремя и принимать решения. Как можно научить предпринимательству? Тут бабка надвое сказала: можно научить навыкам, тренировать личность, но изначально у тебя должен быть собственный вектор, ты должен смотреть в эту сторону. Это образ жизни, тебе должно это нравится. Если ты получаешь от этого удовольствие, когда это есть, то ты на этот скелет начинаешь наращивать мускулы. А наращивать мускулы на скелет, которого нет это глупо. Ты можешь нарастить много мыщц и понять, что у тебя нет скелета.

А: А заранее можно это понять? Как проверить себя. Говорят, что процент людей с предпринимательскими способностями невелик. Кому-то пассионарности не хватает, ещё чего-то, уверенности в себе, а нужно чтобы сложилась правильная мозаика. Чтобы ты посоветовал сомневающимся - попробовать или можно проверить себя по-другому?

Д: Нужно оценивающе на себя посмотреть. Выделим на данном этапе две категории предпринимателей: первая это те кто изначально любил всё организовывать, не боялись риска, принятия решений. Вторая - это те к в более сознательном возрасте выбрал для себя предпринимательство как модель жизни. Мы сейчас будет говорить про вторую группу, т.к. с перой всё понятно. В первую очередь нужно понять: готов ли ты променять доход стабильный и твой небольшой но достаточно комфортный ареал обитания на непонятный риск. Всё будет зависить от тебя и риск, связанный с тем, получится у тебе или нет достаточно большой. Новая жизнь может стать более интересной, конечно, будет много новых рисков, но с ними будет связан и новый интерес. Работать придется двадцать четыре часа в сутки. Готов ли ты начать такую жизнь, когда всё поставлено на карту или лучше постепенно строить своё здание: получил образование, нашёл работу, потом девушку, завели детей и так постепенно растет здание. Любо завести себе сад яблоневый, который ты будешь поливать, растить днями и ночами и с ним жить, но который тебе будет давать урожай и будет твоя жизнь полна сюрпризов и неожиданностей, но будет безумно интересно.

А: Есть ли какой-то возрастной порог, связанный с теми социальными явлениями, которые ты упомянул? Обычно человек готов рискнуть, когда ещё нет детей и семьи, т.е. прорисовывается некоторый верхний предел.

Д: Теоретически это тяжело описать, потому что есть масса разных примеров. Нельзя сказать что предприниматель обычно начинает вот в таком возрасте, т.к. найдется кто-то, кто в пятьдесят лет решил начать, у него попёрло и оказалось, что он пятьдесят лет жил не той жизнью, которой надо было жить - нашёл себя. Здесь нет привязки ни к возрасту, ни к социальному положению, ни к чему. Можно быть крутым менеджером, всё будет получаться, а потом ты попробовал предпринимательство и здесь у тебя вообще прям поперло и ты понимаешь - да ну это менеджерство - это всё фигня, не моё, а предпринимательство - моё. Либо наоборот, когда крутой менеджер уходит в предпринимательство, думает какой он умный, сколько всего знает и ничего не получилось и сразу же обратно на работу и всё опять круто.

А: В таком случае предпринимательство больше похоже на талант - нужно пробовать либо он проснётся либо нет.

Д: Оно есть в тебе, может быть оно глубоко скрыто, ты об этом не знаешь. Но если оно есть, значит оно может развиться. Во-первых надо задуматься на вопросами, которые мы упомянули, во-вторых попробовать, тогда оно может развиться, если его не было никогда, если у тебя по жизни какие-то другие интересы, то рассчитывать, что ты станешь успешным предпринимателем я бы не стал.

А: Если у человека другие интересы, он, наверное, об этом и не думает.

Д: Все сейчас об этом думают. Сейчас есть тенденция, мастер-классы проводятся, ездят мотивированные люди, которые рассказывают что это круто.

А: Я понимаю о чём ты говоришь, это тенденция, как мне кажется, связана с тем, что люди думают о том, как бы сделать деньги ,главное быстро.

Д: Да, многие считают, что предпринимательство - это в первую очередь про деньги. А на самом деле деньги это как следствие твоего образа жизни. В связи с набором твоих качеств и деятельности деньги должны приходить, т.к. ты что-то организовываешь, что-то делаешь, потом продаёшь это другим людям. Деньги есть в этой цепочке. Логично, что у предпринимателя они будут накапливаться. Каждый раз предприниматель делает что-то новое, использует деньги как ресурс и наращивает свои возможности, постоянно расширяет свой сад. Разумеется большинство хочет заработать денег и под это что-то придумывает. Уже потом многие понимают, что им нравится само предпринимательство и они хотят так жить. Нет единого пути, но я считаю, что образование необходимо, например общение с ментором и с коллегами позволяет взять их опыт, их знания, анализируешь себя и это дает помимо сильной мотивации, набор прикладных навыков, которые хочется попробовать, что в свою очередь дает возможность получить знания в какой-то другой теме. Постоянно учишься чему-то.

А: Касаемо нашего образования, я думаю ты положительно оцениваешь переход на болонскую систему. Я предположу сейчас, что в твоей системе взглядов смысл разделения на бакалавриат и магистратуру весьма высок, т.к. появляется возможность попробовать себя в одной области, а потом если у тебя проснулся талант или желание то можно, как ты продемонстрировал своим примером, получить образование в другой области и стать довольно разносторонним человеком безо всяких сложноых манипуляций в рамках одного образования получить бакалавра в одном месте, а магистра в другом.

Д: Да, я считаю эту систему достаточно грамотной. Я для себя не видел смысла учиться на физическом факультете ещё хотя бы год. Если я был специалистом, то мог бы недоучиться и уйти с факультета. А так я доучился четыре года, отдохнул год и пошёл дальше учитсья.

А: Что ты можешь сказать по поводу продолжительности обучения. В последнее время я пришел к мысли, что наш образовательный процесс несколько затянут. Можно было бы поделить бакалавриат и магистратуру в рамках специалитета, например три с половиной года и полтора. У тебя не было ощущения затянутости?

Д: Пять лет мне было бы много, а шесть с половиной тем более. Четыре года самое то, меньше мало, плюс два года в магистратуре. В магистратуре, думаю, должны давать больше чем в специалитете. Человек должен глубже погружаться в тему поэтому она дольше. Не то же самое же там дают что в специалитете? И есть возможность поменять специальность.

А: Это я рассматриваю как основной плюс системы. Как предпринимателю экономическое образование больше пошло тебе на пользу чем физическое или нет?

Д: Пока ещё не понял что мне больше помогает - физика или экономика. Экономика в конкретных местах.

А: Т.е. как рабочая лошадка у тебя сейчас экономика?

Д: Да, а физика это структурность мышления, взгляд в корень, анализ причины проблемы а не самой проблемы, физика это основа.

А: Думаю, к этому можно будет вернуться, когда анализ можно будет провести с высоты прожитых лет. Не было ли ощущения что, получая образования в каком-то из них взял меньше чем мог бы? Хотя, наверное оценить сложно.

Д: Да, нужно идти своим путём, и не бояться рисковать.

Контакты и сотрудничество:
Рекомендую наш хостинг beget.ru
Пишите на info@urn.su если Вы:
1. Хотите написать статью для нашего сайта или перевести статью на свой родной язык.
2. Хотите разместить на сайте рекламу, подходящуюю по тематике.
3. Реклама на моём сайте имеет максимальный уровень цензуры. Если Вы увидели рекламный блок недопустимый для просмотра детьми школьного возраста, вызывающий шок или вводящий в заблуждение - пожалуйста свяжитесь с нами по электронной почте
4. Нашли на сайте ошибку, неточности, баг и т.д. ... .......
5. Статьи можно расшарить в соцсетях, нажав на иконку сети: