В конце июля, как раз после поездки в
Орехово
, решили с
Дэном Решановым
обсудить тему образования для предпринимателей.
Он собирался выступать на саммите
АРЕС-2012
и как разминку перед саммитом мы
решили сделать интервью.
23.07.2012
А: Что ты считаешь по поводу того нужно ли образование предпринимателям, или нет.
Д: Я считаю, что нужно, но является ли изначальным необходимость образования - вот это
остаётся под вопросом.
Лично я думаю, что образование нужно уже в процессе деятельности, оно расширяет твой
кругозор, оно даёт тебе какие-то прикладные знания, которые тебе необходимы в
процессе предпринимательской деятельности. А именно предпринимательское образование
- это не то, с чего надо начинать.
А: Т.е. ты считаешь, что сперва нужно определиться с темой, в которой ты хочешь работать - допустим методом проб и ошибок, и потом уже в этой теме получить образование?
ИЗУЧАЙ БИЗНЕС
Д: Моя точка зрения такова: если ты хочешь заниматься бизнесом в науке - изучай бизнес,
а не науку, если хочешь заниматсья бизнесом в строительстве - изучай бизнес,
а не строительство, грубо говоря - прямо в процессе работы. Здесь одни и те же
законы в любой сфере.
Как начинается бизнес - изначально есть какая-то тема,
ты начинаешь в ней вращаться, что-то делать, у тебя начинает что-то получаться,
ты начинаешь получать какую-то прибыль, но чтобы выйти на следующий уровень
тебе нужно обладать определенными знаниями: понимать систему налогообложения
и прочее, как идут эти завязки. Открывается очень много новых возможностей,
кругозор расширяется.
А не так, что ты сначала выучился в бизнес-школе, в
одной, во второй, понял что-то и пошёл в бизнес - это не означается что у
тебя хоть что-то получится.
Бизнес - это не только набор знаний и какой-то информации, которой ты обладаешь, но
и личные качества: харизма, пассионарность, умение договориться с людьми, общаться -
очень много качеств.
Сначала это проявляется как талант - то, что уже есть в человеке,
реализуешь его, а дальше уже накладываешь на эту основу знания. Но я не придерживаюсь
точки зрения, что надо бросать вуз, базовое образование должно быть.
А: На каком уровне стоит остановиться при получении базового образования?
Получается, что базовое образование нет смысла привязывать к виду бизнеса, т.к.
всё равно изучать нужно будет в первую очередь бизнес - можно выбрать то,
которое тебе ближе чтобы развиваться как личность .
Д: Да, системное мышление плюс общая эрудиция. Когда пойдет тема - наращиваем
образование и развиваем свои личные навыки.
Это мастер-классы, тренинги в то числе личностные тренинги, это общение с
коллегами предпринимателями твоего уровня, уровня выше, с топами, это бизнес
школы.
Когда ты занимаешься бизнесом и учишься в бизнес школе параллельно, то
ты эти полученные знания сразу же у себя пробуешь.
Какие-то из них закрепляются очень хорошо.
И последним я выделю менторство, должен быть наставник.
У любого начинающего
предпринимателя, да и не только начинающего должен быть наставник уровнем выше,
который лучше разбирается в бизнесе и сможет дать рекомендацию или совет,
в целом, это формирует взгляд на образование предпринимателя.
А: Твоя идея образования отличается от общепринятой в сторону личных
связей. База, например, в виде бакалавриата, стандартная, специальность
выбрать можно любую, а потом развиваться через бизнес и через личные
связи которые ты при этом получаешь.
Т.е. уже не стоит придерживаться системы а нужно проявлять инициативу в
области создания своего образования?
Д: Ты сам себя обучаешь, это очень важный момент - ты выбираешь, например,
ты понял, что не хватает знаний по бизенсу, выяснилось что есть много областей,
в которых ты «плаваешь», допустим у тебя есть ларёк
«шаверма» а ты ничего не понимаешь, тогда тебе нужно пойти в
бизнес школу, где тебе чётко расскажут про все моменты: про маркетинг,
про менеджмент, про макро- и микро- экономику, бухучёт, всё это разложат
по полочкам.
Тогда у тебя сложится первый фундамент экономического образования.
Дальше, когда фундамент уже есть ты выбираешь, что тебе конкретно больше
нужно: тренировать личность, умение вести переговоры, участвовать в
управленческих поединках либо, посетить мастер-классы на тему маркетинга -
здесь ты уже сам всё выбираешь для своих поребоностей.
А: Маркетинг это раскрученная тема, вплоть до того, что можно убедить себя в том,
что можешь сделать любую ерунду и с помощью хорошей рекламы или просто
«правильного» набора слов её продать.
Кто-то ведь наверняка продает.
Поговорим о более осязаемых вещах:
бухучёт, который ты упомянул - насколько глубоко нужно
предпринимателю в это погружаться?
Всегда присутствует риск
погрузиться слишком глубоко, зависнуть там и упустить в другом месте.
Сколько нужно тратить времени на эти детали - сколько ты сам тратил?
Д: Я получил второе образование по бухучёту. Я считаю, что в бухгалтерии предприниматель должен разбираться обязательно. Он должен, не то чтобы уметь составлять отчёты бухгалтерские, но понимать общую специфику, т.е. как фирма выглядит на языке бухгалтера: актив, пассив, краткосрочные обязательства, собственный капитал, распределение активов. Со своим бухгалтером нужно уметь общаться на равных. Ты не должен быть бухгалтером, но должен понимать что он делает. Чтобы у него не было возможности куда-то ... понимаешь, очень проблемное место - когда в твоей фирме есть какое-то серое пятно, которое ты сам не понимаешь. Именно на раннем этапе развития это большая проблема, т.к. она вызывает беспокойство за то, что в этом сером месте может происходить всё что угодно. Нужно немного разбираться в юриспруденции, договора уметь составлять, знать какие там могут быть тонкие моменты, нужно это понимать а не подписывать то, что тебе присылает юрист, а читать их внимательно, тратить на это время.
И так по всем областям, нужно знать азы, в том числе и азы маркетинга - он же огромный, куча специалистов разных, но основы ты должен знать.Даже основы web-программирования: html, например, ты должен в этом хоть как-то разбиратсья, чтобы если что-то случиться ты мог сам отреагировать, т.к. не всегда будет возможность найти других людей, которые это за тебя сделают. И так по всем вопросам, ты научился и работаешь до тех пор пока не выходишь на определенный уровень и не привлекаешь топовых специалистов.
А: Когда ты приобрел базовые знания - при получении второго образования? Я имею в виду всё, что касается бухучёта и юриспруденции.
Д: Я год учился на экономическом факультете в бизнес школе. Там было много предметов, которые создали общую картину.
А: Т.к. ты тогда уже занимался бизнесом, ты уже имел возможность выбирать для себя наиболее подходящее, то что можент пригодиться.
Д: Да, конечно, хотя пригодилось всё. Я занимался своим делом и параллельно учился, поэтому мог сразу же продумать, насколько то чему меня учат логично, и вяжется ли это с моим делом. Большинство вещей были действительно логичными.
А: Т.е. эффект бизнес школ на предпринимателй ты оцениваешь как очень положительный?
Д: Конечно.
А: А например для менеджеров это будет полезным, нужно им это или нет?
Д: Безумно нужно, даже нужнее чем предпринимателем, котоыре больше продвигаются за счёт харизмы, у них есть какая-то внутренняя энергия и за счёт неё многие выдвигаются. В этом и состоит проблематика вопроса "нужно или нет?", с одной стороны если разобраться - конечно нужно, хуже то не будет. Но с другой стороны многие бросают школу, бросают вуз идут работать, становятся успешными каждый до определнного уровня. Например Билл Гейтс, который бросил и потом только доучился, таких примеров много. На их основе люди говорят, что образование не нужно. Но в целом они же учатся, просто самостоятельно, начинают разбиратсья, и тема их тащит. Но дальше, чтобы управлять своей фирмой, нанимая каких-то людей - ты должен уметь с ними общаться. А это и есть образование, понимание специфики, тенденций. Потому что предприниматель задаёт вектор роста. Он должен в этом разбираться, т.к. без этого никуда не продвинуться. По инерции ты проедешь только какое-то определенное расстояние - тебя тема будет тащить, если она очень классная, но в перспективе тебе всё равно образование необходимо. Разговор идёт о том - в какой момент ты его получишь. Я считаю, что его нужно получать уже в процессе работы.
А: Напрашивается вариант с вечерним образованием. В твоей модели оно выглядит как более подходящее для развития.
Д: Можно и так, хотя я учился на втором дневном. Где-то пропускал, но в целом, жёсткой привязки по времени когда ты занимаешься предпринимательством нет. Если у тебя есть встречи запланированные, ты можешь их как-то разнести. Если рассматривать второе образование, то занятия идут не каждый день, в эти дни можно себя освободить. Не принципиально какой конкретно тип образования дневной или вечерний, важно понимать сколько у тебя свободного времени, которое надо на это потратить, т.к. это движение вперёд.
Здесь есть ещё один важный момент - определить что такое предпринимательство. Как об этом обычно говорят: это и лидерство и знание, и умение использовать эти знания вовремя и принимать решения. Как можно научить предпринимательству? Тут бабка надвое сказала: можно научить навыкам, тренировать личность, но изначально у тебя должен быть собственный вектор, ты должен смотреть в эту сторону. Это образ жизни, тебе должно это нравится. Если ты получаешь от этого удовольствие, когда это есть, то ты на этот скелет начинаешь наращивать мускулы. А наращивать мускулы на скелет, которого нет это глупо. Ты можешь нарастить много мыщц и понять, что у тебя нет скелета.
А: А заранее можно это понять? Как проверить себя. Говорят, что процент людей с предпринимательскими способностями невелик. Кому-то пассионарности не хватает, ещё чего-то, уверенности в себе, а нужно чтобы сложилась правильная мозаика. Чтобы ты посоветовал сомневающимся - попробовать или можно проверить себя по-другому?
Д: Нужно оценивающе на себя посмотреть. Выделим на данном этапе две категории предпринимателей: первая это те кто изначально любил всё организовывать, не боялись риска, принятия решений. Вторая - это те к в более сознательном возрасте выбрал для себя
предпринимательство как модель жизни. Мы сейчас будет говорить про вторую группу, т.к. с перой всё понятно. В первую очередь нужно понять: готов ли ты променять доход стабильный и твой небольшой но достаточно комфортный ареал обитания на непонятный риск. Всё будет зависить от тебя и риск, связанный с тем, получится у тебе или нет достаточно большой. Новая жизнь может стать более интересной, конечно, будет много новых рисков, но с ними будет связан и новый интерес. Работать придется двадцать четыре часа в сутки. Готов ли ты начать такую жизнь, когда всё поставлено на карту или лучше постепенно строить своё здание: получил образование, нашёл работу, потом девушку, завели детей и так постепенно растет здание. Любо завести себе сад яблоневый, который ты будешь поливать, растить днями и ночами и с ним жить, но который тебе будет давать урожай и будет твоя жизнь полна сюрпризов и неожиданностей, но будет безумно интересно.
А: Есть ли какой-то возрастной порог, связанный с теми социальными явлениями, которые ты упомянул? Обычно человек готов рискнуть, когда ещё нет детей и семьи, т.е. прорисовывается некоторый верхний предел.
Д: Теоретически это тяжело описать, потому что есть масса разных примеров. Нельзя сказать что предприниматель обычно начинает вот в таком возрасте, т.к. найдется кто-то, кто в пятьдесят лет решил начать, у него попёрло и оказалось, что он пятьдесят лет жил не той жизнью, которой надо было жить - нашёл себя. Здесь нет привязки ни к возрасту, ни к социальному положению, ни к чему. Можно быть крутым менеджером, всё будет получаться, а потом ты попробовал предпринимательство и здесь у тебя вообще прям поперло и ты понимаешь - да ну это менеджерство - это всё фигня, не моё, а предпринимательство - моё. Либо наоборот, когда крутой менеджер уходит в предпринимательство, думает какой он умный, сколько всего знает и ничего не получилось и сразу же обратно на работу и всё опять круто.
А: В таком случае предпринимательство больше похоже на талант - нужно пробовать либо он проснётся либо нет.
Д: Оно есть в тебе, может быть оно глубоко скрыто, ты об этом не знаешь. Но если оно есть, значит оно может развиться. Во-первых надо задуматься на вопросами, которые мы упомянули, во-вторых попробовать, тогда оно может развиться, если его не было никогда, если у тебя по жизни какие-то другие интересы, то рассчитывать, что ты станешь успешным предпринимателем я бы не стал.
А: Если у человека другие интересы, он, наверное, об этом и не думает.
Д: Все сейчас об этом думают. Сейчас есть тенденция, мастер-классы проводятся, ездят мотивированные люди, которые рассказывают что это круто.
А: Я понимаю о чём ты говоришь, это тенденция, как мне кажется, связана с тем, что люди думают о том, как бы сделать деньги ,главное быстро.
Д: Да, многие считают, что предпринимательство - это в первую очередь про деньги. А на самом деле деньги это как следствие твоего образа жизни. В связи с набором твоих качеств и деятельности деньги должны приходить, т.к. ты что-то организовываешь, что-то делаешь, потом продаёшь это другим людям. Деньги есть в этой цепочке. Логично, что у предпринимателя они будут накапливаться. Каждый раз предприниматель делает что-то новое, использует деньги как ресурс и наращивает свои возможности, постоянно расширяет свой сад. Разумеется большинство хочет заработать денег и под это что-то придумывает. Уже потом многие понимают, что им нравится само предпринимательство и они хотят так жить. Нет единого пути, но я считаю, что образование необходимо, например общение с ментором и с коллегами позволяет взять их опыт, их знания, анализируешь себя и это дает помимо сильной мотивации, набор прикладных навыков, которые хочется попробовать, что в свою очередь дает возможность получить знания в какой-то другой теме. Постоянно учишься чему-то.
А: Касаемо нашего образования, я думаю ты положительно оцениваешь переход на болонскую систему. Я предположу сейчас, что в твоей системе взглядов смысл разделения на бакалавриат и магистратуру весьма высок, т.к. появляется возможность попробовать себя в одной области, а потом если у тебя проснулся талант или желание то можно, как ты продемонстрировал своим примером, получить образование в другой области и стать довольно разносторонним человеком безо всяких сложноых манипуляций в рамках одного образования получить бакалавра в одном месте, а магистра в другом.
Д: Да, я считаю эту систему достаточно грамотной. Я для себя не видел смысла учиться на физическом факультете ещё хотя бы год. Если я был специалистом, то мог бы недоучиться и уйти с факультета. А так я доучился четыре года, отдохнул год и пошёл дальше учитсья.
А: Что ты можешь сказать по поводу продолжительности обучения. В последнее время я пришел к мысли, что наш образовательный процесс несколько затянут. Можно было бы поделить бакалавриат и магистратуру в рамках специалитета, например три с половиной года и полтора. У тебя не было ощущения затянутости?
Д: Пять лет мне было бы много, а шесть с половиной тем более. Четыре года самое то, меньше мало, плюс два года в магистратуре. В магистратуре, думаю, должны давать больше чем в специалитете. Человек должен глубже погружаться в тему поэтому она дольше. Не то же самое же там дают что в специалитете? И есть возможность поменять специальность.
А: Это я рассматриваю как основной плюс системы. Как предпринимателю экономическое образование больше пошло тебе на пользу чем физическое или нет?
Д: Пока ещё не понял что мне больше помогает - физика или экономика. Экономика в конкретных местах.
А: Т.е. как рабочая лошадка у тебя сейчас экономика?
Д: Да, а физика это структурность мышления, взгляд в корень, анализ причины проблемы а не самой проблемы, физика это основа.
А: Думаю, к этому можно будет вернуться, когда анализ можно будет провести с высоты прожитых лет. Не было ли ощущения что, получая образования в каком-то из них взял меньше чем мог бы? Хотя, наверное оценить сложно.
Д: Да, нужно идти своим путём, и не бояться рисковать.
Рекомендую наш хостинг beget.ru |
Пишите на info@urn.su если Вы: |
1. Хотите написать статью для нашего сайта или перевести статью на свой родной язык. |
2. Хотите разместить на сайте рекламу, подходящуюю по тематике. |
3. Реклама на моём сайте имеет максимальный уровень цензуры. Если Вы увидели рекламный блок недопустимый для просмотра детьми школьного возраста, вызывающий шок или вводящий в заблуждение - пожалуйста свяжитесь с нами по электронной почте |
4. Нашли на сайте ошибку, неточности, баг и т.д. ... ....... |
5. Статьи можно расшарить в соцсетях, нажав на иконку сети:
|